?

Log in

No account? Create an account

назад | вперед

Шерегеш, это где-то далеко. Хотя для местных жителей наш заполярный Кировск - еще более неведомое, мифическое место, где бывали лишь единицы. Почти каждый не упускал случая удивленно спросить: «А чего вы сюда приехали, вам что, своего снега мало?». - «Угу!». Мы приехали в Геш за мечтой о нереальном паудере. И, конечно же, бог посмеялся над нами. В этот год случилось то, чего не было десяток-другой лет. НЕТ СНЕГА!!! Ну что же, значит мы оказались в уникальной ситуации и показываем вам неординарный Геш.

Собственно Шерегеш – это поселок городского типа в диком таежном углу под названием Горная Шория, равномерно удаленном от ключевых сибирских городов. Впрочем, в российской глубинке почти все так. Проехать 7-9 часов на машине из Барнаула или Н-ска, чтобы покатать на уик-энд полтора дня, это для сибиряков привычное дело. Здесь другие расстояния и другая плотность жизни, чем вокруг МКАДа. И здесь реально совсем не пахнет Европой.  Здесь высокие, разлапистые ели, тайга до горизонта, монголоидные черты в лицах, мед и кедровые орешки, запах елового дымка, многометровые сугробы, медведи, настойки, травы, варганы, пушнина, морозы, праворульные машины, румяные щеки и красные носы.



2. В поселке живет чуть более 10 тыс. жителей. Полтора десятка кирпичных пятиэтажек, это центр. Вокруг кольцо из деревенских домиков, дачек и коттеджей. Самое высокое здание в округе - свечка Шерегешского рудника. Второе по высоте -  единственная, пока еще недостроенная, девятиэтажка. План города настолько прост, что в карте нет необходимости. Для скурпулезного осмотра поселка часа хватит с головой. 




3. Главная для жизни улица - Дзержинского. Вдоль нее расположены ключевые магазины, почта, больничка. На фото хорошо виден ее масштаб.



4. Главная точка отсчета и ключевой ориентир - одноэтажное здание гастронома "Кукуруза", расположенном в стратегически удобном месте. Отсюда стартуют такси на гору, здесь днем и ночью дежурят тетушки, предлагающие жилье, закупаются едой приезжие райдеры. Самое востребованное жилье - в домах справа, слева и за "Кукурузой". Ориентирование происходит по такому же принципу - "второй дом справа от "Кукурузы". Внутри магазина банкомат "Сбербанка". Другие банки (кроме региональной "Золотой короны") здесь не представлены. 




5. Кстати, не все знают, что в Шерегеше есть еще один супермаркет - "Чибис". Он находится слева во дворах, примерно в середине улицы Дзержинского. Открылся недавно, более просторный и современный. Не все его находят, поэтому там нет толкотни, а цены ниже. В "Кукурузе" их явно накручивают. Поговаривают даже, что есть разница между ценами в будни и в выходные.




6. Нельзя сказать, что поселок излучает позитив, но и депрессивным его не назовешь. С одной стороны, достаточно унылые постройки, но при этом горнолыжка создает движуху и дополнительную занятость населения. Люди сдают жилье, занимаются извозом, вяжут носки, собирают орешки и мед, мастерят сувениры. Энергия жизни присутствует, хотя и с местной спецификой. По большей части все непрофессионально и доморощенно. Временами отчетливо чувствуется погоня за деньгой в ущерб добросовестности, обязательности и качеству. Можете забронировать жилье, приехать, а его уже перездали за бОльшую сумму, или забыли дату вашего приезда/отъезда. Или оказалось, что туалет у вас течет и каждое утро приходит ругаться дядя Вася с нижнего этажа.



7.


8.



9. Жилье, как и в Кировске, в сезон здесь сдают практически все. Чаще всего туристы приезжают на выходные. В эти дни хозяева перебираются к родственникам или еще куда-то, а вам достается жилье со всеми атрибутами хозяйской жизни, в виде пыльных фигурок, иконок, кружевных салфеток, непонятных мешочков в кухонном шкафу и бутылочек в холодильнике. Квартиры принято снимать "не глядя", ориентируясь лишь по цене. Это тоже издержки "уик-эндного" формата. А там, как повезет. За одни и те же деньги может достаться как классический "совок", так и очень уютное гнездышко.     




10. В окрестностях есть коттеджи, которые можно арендовать на семью или компанию. С человека получится примерно как по цене квартирки (в среднем 500 р. с носа), а то и дешевле. Отели же более дорогие и большинство из них находится прямо на горе. Такое здесь сложилось разделение зон влияния. В городе зарабатывают частники, на курорте - серьезные бизнесмены.




11. В Новый год, естественно, все правила приличия отменяются, цены взлетают до небес и никто не краснеет, называя их. Это как везде. На эти даты квартиры резервируются с осени и в поселке их не хватает. Нервничают ли сейчас эти граждане новогодние туристы или отсутствие снега их нисколько не тревожит - большой вопрос. Классическому Алко-туру, как известно, отсутствие снега не помеха. А мы завтра сматываемся из Геша, потому что получасовая очередь на жесткий могул, не укладывается в нашу концепцию "легкости и удовольствия".




12. Теперь про сам курорт. В 10 минутах езды от поселка находится небольшой горный массив Мустаг с несколькими вершинами. Гора "Зеленая" - ближайшая из них. На ее склонах расположилась горнолыжка со всеми трассами и подъемниками. Оттуда можно делать бэккантри-выходы на соседние вершины. Добраться до "Зеленой" элементарно. Такси, которые мечтают отвезти вас на гору, постоянно дежурят около "Кукурузы" и курсируют по окрестным улочкам. Так что, в считанные минуты вы оказываетесь на месте. Кстати, автопарк здесь будет получше, чем в Кировске. Хорошие японские машинки с модными багажниками-прищепками и телевизорами в салоне. Проезд до горы - 150 р. с машины.



13. Путь к подъемникам проходит через аутентичную ярмарку, где мы узнали тайну лисьих хвостов, которые иногда мелькают на кировских склонах. Оказывается это все Гешская мода, завезенная адептами. На этой ярмарке они все и продаются. Но, на мой вкус, все это выглядит некрасиво и небезопасно. А вот мед и кедровые орехи заслуживают внимания.



14.



15. На горе "Зеленая" несколько секторов со своими индивидуальными подъемниками. У них разные владельцы, но если купить карточку "Каскада" ("Елены") и "Панорамы", то доступ к самому вкусному будет открыт. После Кировска многоместные кресла и гондолы порадовали.



16. 


17.



18. В Геше десятки километров трасс, но за месяц нашего пребывания ратрак был замечен только на одной из них, в "Секторе Е". Осталные же раскатаны в мега-кочки. Сейчас по трассам неприятно кататься, еще и потому, что по склону равномерно рассыпаны камни разной крупности, плохо прикрыты пни и прочие арматурины. Сейчас здесь не дают в прокат хорошие доски и лыжи. Весьма красноречивый факт. Привезти сюда наши новые "Джонсы" было, конечно, серьезным тактическим просчетом. 



19.



20. Такая очередь на подъемник была в выходные в самом начале декабря. Уже тогда таксисты жаловались, что, по местным меркам "людей нет совсем". Среди недели их не было и по нашим кировским меркам. Так что, когда случались снегопады (было 2-3 таких чуда за месяц), то мы "съедали" весь снег практически в полном одиночестве. Такие дни в полной мере компенсировали всю остальную "жесть". 




21. Фрирайдеры едут в Шерегеш за паудером, лесным катанием, бэккантри на Курган, Комсомольскую и Мустаг. В этом сезоне данные опции не доступны. За месяц катания в Геше у нас было дней пять-шесть вкусного катания по лесу. И много красивых пешеходных прогулок.




22. Наша группа выделялась, тем, что мы всегда ходили пешком. Основная же масса граждан нанимает снегоходы, чтобы по плато добраться к ближайшей достопримечательности - Поклонному Кресту.




23. Поклонный Крест, местная достопримечательность, к которой набит практически снегоходный хай-вей. Очень странное ощущение вызывает это стальное сооружение на вершине древнего плато, где местные шаманы традиционно совершали свои ритуалы. Алекс опубликовал красочный фоторепортаж о нашем крестовом походе.


 

24. На пути к Кресту находится горстка колоритных скал, которые в народе зовут "Верблюды" за их горбатую форму. Это местечко менее истоптаное и действительно живописное.



25.



26. Со стенки самого правого верблюда можно сделать короткий, но интересный фрирайд-спуск. Интересный, опять же, по местным меркам. Потому что, в сравнении с Хибинами, рельеф здесь бедноват. В основном ровные снежные поля средней крутизны, с редкими скальными выступами или террасы из огромных валунов накрытых снежными шапками, с которых можно прыгать. Ну и, конечно, лес. Кулуаров, крутых цирков, сложного скального рельефа в пешей доступности здесь нет. А при нынешнем состоянии снега, ровных снежных полей нету тоже.




27. Наш выход на Мустаг завершился не победоносным спуском с наивысшей точки горного массива, а медленным и осторожным прыганьем сверху вниз по куруму. Все потенциальные фрирайд-спуски Геша сейчас выглядят именно так.



28.



29. При этом с погодой, на самом то деле, повезло. Все прогулки подгадывали под атициклон. Тепло (из-за инверсии), солнечно, изморозь, как в сказке, завораживающие виды на тайгу и сопки.



30.



31. Получается, что с одной стороны, снега-то дополна, зима полным ходом и временами мы реально тонули. Но при этом "снега нет" - и это правда. Нет его как раз потому, что не присыпаны огромные камни и нельзя кататься в самых вкусных местах. А в остальном, снега завались. Ребята, которые приехали к нам из Москвы и Питера радовались, как дети.




32. Фрирайд-спуски, как уже говорилось выше, были лишены всякой поэтичности. До края курумника пешком, потом по раскатанным плоским полям до снегохдной дороги, а по ней к трассам, чтобы спуститься вниз. По плато приходилось ехать с палками в руках, чтобы расталкивать себя на совсем уж плоских местах. Забавное зрелище - бордо-палочники))))



33.



34. Получается, с одной стороны, кататься вне трасс особо негде. При этом все это "негде" раскатано, исхожено, замучено просто в хлам. Сделать девственную фотографию можно лишь забравшись куда-то, где не шуруют снегоходы.




35. И все же я чрезвычайно довольна поездкой, потому что удалось увидеть новый район, покататься в других климатических условиях, по иному снегу, чем в Кировске. Удалось потестить новое снаряжение и вступить в неравную схватку с увлекательным и трудным лесным катанием. Подумаешь, не было снега)))) Наш сезон 2011-2012 обещает быть насыщенным - Риддер в Казахстане, потом Драгобрат, а после два месяца в нашем любимом заполярье.




36. А еще и здесь мы встретили героя для Хэппи-проекта -  Аркадия Варганова. Он, вместе с женой делает красивые керамические сувениры и иногда продает их на той самой ярмарке под подъемниками. На местном слете керамистов Аркадия отметили за оригинальность работ. Он очень сибирский, усатый и по-доброму улыбается. Скоро сделаем с ним интервью.



37. 


38.


Foto by manull


Comments

( 21 комментариев — комментировать )
lexzag
Dec. 27th, 2011 11:47 am (UTC)
Спасибо за обзор, очень толково полно и по делу. Читаешь и ехать не надо - уже побывал :)
orange_puzzle
Dec. 27th, 2011 04:25 pm (UTC)
ехать надо обязательно, но когда снова будет все в порядке со снегом
saad_zaghloul
Dec. 27th, 2011 07:09 pm (UTC)
Плюсмного!
oblachniy
Dec. 27th, 2011 11:49 am (UTC)
Очень красивый отчет, Алена! Спасибо за него :)
inchi
Dec. 27th, 2011 12:16 pm (UTC)
ого какие бугры знатные накатали. прямо чегет
orange_puzzle
Dec. 27th, 2011 04:26 pm (UTC)
да, у нас тут гостили адепты чегета, тоже его вспоминали частенько)
sleptor
Dec. 27th, 2011 01:06 pm (UTC)
снега нихрена нет, по сравнении с прошлыми годами.. а это беда...
orange_puzzle
Dec. 27th, 2011 04:27 pm (UTC)
да, интересно все-таки как тут, когда много снега...
а мы поедем искать снег в другие места
estrella_de_sur
Dec. 27th, 2011 02:18 pm (UTC)
А я там бывал летом, тоже красиво :)
lutsh
Dec. 27th, 2011 02:25 pm (UTC)
Родина:)
vikni
Dec. 27th, 2011 04:03 pm (UTC)
да, совсем не узнаю любимый Шерегеш :( зато у барнаульцев появился повод расширить географию катания. На НГ поедем в Киргизию - снег искать. Жаль конечно, что вы не увидели настоящий Шерегеш, приезжайте еще в снежный год :)))
orange_puzzle
Dec. 27th, 2011 04:29 pm (UTC)
да, еще обязательно наведаемся, дорожка теперь проторена)) тоже поедем за снегом в другие места сейчас... а вы в Киргизии куда планируете?
vikni
Dec. 28th, 2011 05:40 am (UTC)
В киргизии часть , в том числе я, едем сразу на Каракол, и там катаемся со 2 по 9 января. Другая часть, едут на машинах так: Барнаул - У-Каменогорск-Алматы-Каракол-Суусамыр-Бишкек-Барнаул. Там снега много, на всех хватит - мы узнавали!
vikni
Dec. 28th, 2011 01:13 pm (UTC)
В киргизии часть , в том числе я, едем сразу на Каракол, и там катаемся со 2 по 9 января. Другая часть, едут на машинах так: Барнаул - У-Каменогорск-Алматы-Каракол-Суусамыр-Бишкек-Барнаул. Там снега много, на всех хватит - мы узнавали!
orange_puzzle
Dec. 29th, 2011 05:21 am (UTC)
мы в это время как раз исследуем Риддер в Казахстане, вроде там тоже со снегом все хорошо...на Караколах пока не бывали, пишите отчеты, интересно)))
bitlomanka
Dec. 27th, 2011 04:34 pm (UTC)
ах, как здорово! Вспомнился Геш:) И ничего там не изменилось!
pap
Dec. 27th, 2011 05:51 pm (UTC)
интересно
la_flor_astrit
Dec. 28th, 2011 07:45 am (UTC)
очень интересный отчет!
winged_friend
Dec. 28th, 2011 08:03 am (UTC)
Отличный отчет! Но Риддер - это просто волшебство какое-то! Мой родной город. Думаю, вы отлично проведете там время. Хотя никакой туристической инфраструктуры там нет:) Полный Into the wild) В то же время, меня именно это в нашей природе и радует. Иногда так хочется походить без натыкания на на людей. А когда вы туда собираетесь?
orange_puzzle
Dec. 29th, 2011 05:19 am (UTC)
Стартуем 2 января из Барнула, будем там дней пять. Очень интересно увидеть новое, нераскрытое местечко))) Я про него до недавнего времени даже не слышала.
Pavel Fokin
Feb. 10th, 2012 08:51 am (UTC)
Очень странное замечаение что кататься вне трасс негде..
был в геша с1по 10 чтоли декабря.. было просто великолепно.. все 10 дней безостановочный снег.. первые 3 дня снега слишком много.. тонул в лесу по грудь приходилось самого себя откапывать..
Геш - это лес.. в лесу всегда есть огромное количество некатанного снега.. всегда хватит на неделю каталки. чистое удовольствие!
Слетел по нетронутому лесу, тут же в подъемник и снова в чистый нетронутый лес)
( 21 комментариев — комментировать )

Месяц

July 2015
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner