?

Log in

назад | вперед

Однажды я мечтаю дорасти до «documentary» - профессионального создателя художественного документального кино. Так что приходится становиться лучше с каждым отснятым и смонтированным кадром))) Работа в путешествии настоящий вызов, особенно, когда съемки, как в нашем случае, лишь одна из многих задач. Так что сами собой сложились несколько правил:

1. Видеокомплект должен быть легкий, но производительный.
2. Фильм нужно представлять у себя в голове (хотя бы примерно) еще до начала съемок.
3. Снимать, отдаваясь этому полностью (никогда не мимоходом).
4. По пути монтировать короткие, но вкусные истории - создание полнометражки в путешествии невозможно!
5. Грамотно «зажимать» готовый ролик, чтобы максимально сохранить качество, но сделать его пригодным к публикации (например, в интернете).
6. Все нужные исходники хранить в максимально хорошем качестве до возвращения домой.

Хочу поделиться личным опытом и извлеченными уроками на этом поприще (тем более, что народ интересуется, чем мы снимаем))) Прежде всего, расскажу о моем видеокомплекте – о желаемом и том, который сейчас с нами путешествует. Последний подбирался исходя из критериев «легкий-качественный» и до этого не проходил таких серьезных полевых испытаний. Так что подведем промежуточные итоги.



Наш трэвел-видеокомплект, пожалуй, нельзя назвать по-настоящему профессиональным. Но я придерживаюсь той точки зрения, что качественный фильм создает человек, а не оборудование. От «железа» требуется приемлемое техническое качество, а остальное – дело рук и головы автора.

Съемка

Выбор видеокамеры это вечная дилемма между функционалом (качеством) и весом (размером). Я не говорю о цене, поскольку, маленькую камеру с большой «дыркой», светосильной оптикой, мощной матрицей, ручным кольцом фокуса и трансфокации не купишь ни за какие деньги. Ее просто не существует в природе! Так что в идеале нужно иметь две камеры: одну основную – крупненькую «профи» (типа Sony Z1) для всех ключевых съемок; вторую – компактную, но способную давать аналогичное разрешение (для «подсъемок», работы второй камерой и съемок там, где большую и дорогую использовать нельзя). Для съемок экстрима можно еще завести себе экшн-камеру (малютку, которую можно цеплять куда угодно). Но хорошие пока что стоят очень дорого (при этом в фильм войдут считанные секунды), а дешевые, как правило, дают маленькое разрешение. Так что может годика через три…

Видеокамера Sony HDR-HC9E
Эта камера объединила в себе несколько важных характеристик. HC9E лучший HDV камкодер в линейке Sony Handycam (непрофессиональных «малышей» от Sony). Камера снимает в HD (хоть и усеченном - 1440х1080); ручная настройка баланса белого, фокуса, экспозиции (хоть и неудобная); неплохая для своих размеров матрица (3.20 Мпикс, физ. размер 1/2.9) и оптика. И, что немаловажно, легкость (590 гр.), компактность и доступная цена (26-28 т.р).

В целом я довольна сделанным выбором, хотя, аналог от Canon, модель HV- 40 дает лучшую картинку, особенно в сложных световых условиях. Пожалуй, я бы предпочла иметь Canon, но на момент покупки разница в 10 т.р. имела значение. Полагаю, что на этих двух моделях закончится эра кассетных камер в линейке handycam’ов от Sony и Cannon, и следующую камеру придется брать уже с жестким диском. Может к тому времени уже сделают на «малышах» ручное кольцо фокуса, эххххх…;-)

Широкоугольная насадка на объектив Sony VCL-HA07A
Используется, когда нужно взять в кадр больше, чем позволяет «родной» объектив. Помогает показывать величественные пейзажи или, наоборот, вести съемку в стесненных условиях. Данная насадка увеличивает угол обзора на 0,7x (30%). Это не много, но зато и искажения практически отсутствуют.

Светофильтры
Диаметр объектива моей Сони 37мм. К сожалению, многие интересные светофильтры бывают только бОльшего размера. Но, выход есть! Нужно всего лишь купить переходник с меньшего размера на больший, что я и сделаю в ближайшем будущем. Я не сторонник искажения реальности, но применение некоторых светофильтров действительно помогает сделать изображение лучше, сохраняя его естественность. На этапе монтажа аналогичного эффекта бывает добиться очень сложно.

Самый часто используемый фильтр – нейтральный Sony ND 8 (максимум бывают до 10). Нейтральный фильтр затемняет, не обрезая цветов. Это позволяет шире открывать диафрагму даже при ярком свете и произвольно играть глубиной резкости. Хочу такой же фильтр, затемняющий на 10.

Защитный просветленный фильтр Sony. Это не в смысле, что он какой-то святой))) Фишка защитного фильтра, что он не должен на картинку влиять вообще. Продавцы этого фильтра просто положили на лист белой бумаги мой старый фильтр и этот. В общем я сразу просветлилась и купила его))) Использую, когда нужно просто защитить «дырочку» от пыли и повреждений – без каких-либо спецэффектов.

Поляризационный фильтр Cavai. «Затеняет» одну половину кадра по сравнению с другой, что позволяет сделать ее ярче. Например, чтобы небо в кадре было не белесым, а сочно-выразительным. Это нужно, когда яркость объектов в кадре сильно различается. Также помогает убирать блики с блестящих поверхностей.

Флюорисцентный фильтр Cavai. Предназначается для съемок в условиях искусственного освещения, но у меня пока что с этим нет проблем – просто настраиваю вручную баланс белого. Все хочу попробовать его использовать как SKY Light, который обрезает ультрафиолет (например, чтобы снег не был голубым), но пока эксперимент проведен не был.

Хочу в будущем приобрести фильтры, смягчающие и сглаживающие изображение (Black Diffusion и Black ProMist), пишут, что они помогают создавать более «кинематографическую» картинку. Интересно попробовать.


Стабилизация
Устройства стабилизации изображения – опора профессионализма видеоператора;-) Особенно это актуально для работы с маленькой камерой. Камера от 2 кг. – весомая и отчасти сама себя стабилизирует. «Малышка» почти не ощущается в руке и колышется просто безбожно. Ну а трясущаяся картинка, вы сами понимаете…

Для разных съемочных задач лучше подходят разные стабилизирующие устройства. Комплект, который мне хотелось бы иметь в идеале:
1) Легкий карбоновый трипод (штатив) с хорошей 2-3-х-мерной видеоголовой для съемки статики и качественных панорам.
2) Легкий монопод с шаровой головой (собственно у меня такой и есть). Для съемок там, куда не возьмешь громоздкое оборудование, а также для получения необычных ракурсов и различных экспериментов со съемкой в движении.
3) Стэдикам (например, Glidecam HD-1000) для качественной съемки динамичных кадров, движения, различных экстремальных активностей.
4) Портативные сборные рельсы с тележкой (самодельные). Для создания плавных «наездов», «отъездов», «объездов», «панарамирования» и «сопровождения» камерой, когда это нужно. Редкая и довольно сложная, но вполне реализуемая опция.

Монопод Benro MP-68 + Штативная голова Benro BH-0
Возможно легкий карбоновый штатив стал бы в нашем путешествии самым функциональным стабилизирующим устройством, но по причине его отсутствия, монопод был признан оптимумом. Его преимущества и возможности гораздо шире, чем кажется на первый взгляд (и в чем-то штатив даже проигрывает). С фоторемнем, который накидывается на шею, его удобно использовать как центровой упор (собственно так я его использую чаще всего, см. фото). В статичном положении «ногу» можно зафиксировать, привязав к любому подходящему предмету (стулу, забору и проч.). Можно делать необычные панорамы и съемки с нестандартных ракурсов (правда вслепую, потому что в нестандартных и удаленных от глаза положениях камеры сложно видеть ЖК-монитор). В общем, можно наловчиться. Было бы желание и фантазия. Зато он легкий, компактный, мобильный и не привлекает такого внимания, как тренога. Есть и недостатки. Без дополнительной фиксации невозможно снимать статику. Сложно сделать качественную панораму. Не везде есть за что его привязать, когда это необходимо. Но в целом, могу сказать, что мне нравится работать с моноподом – мы с ним как-будто танцуем. Тело все время ищет варианты как бы вместе с ним пристроиться, чтобы лучше всего зафиксировать в нужном положении. Это увлекательно)))

Мини-штатив Unomat
Мини-штатив, казалось бы, такая несерьезная штука, вместо которой всегда можно найти какой-нибудь камень, стенку и т.д. Это верно, но наш «коротыш» дает возможность без лишнего геморроя регулировать наклон камеры и выравнивать горизонт – просто гнешь лапки и готово. Не раз использовали его для записи видеодневников и статичных планов. Так что он худо-бедно заменяет нам отсутствующий трипод. Преимущества - суперкомпактный. Недостатки – очень уж узкий спектр возможностей))


Звук
Хороший звук в фильме может компенсировать огрехи картинки, и, наоборот, плохой – свести на нет все старания видеооператора. Причем живые звуки куда важнее музыкальной подложки. Звук делает кино профессиональным и на нем нельзя экономить. К слову сказать, качественное звуковое оборудование недешево. В нашем случае оно по цене соотносимо со стоимостью камеры. Но это того стоит, поверьте.

Радиосистема Sinnheiser ew 100 3G D (приемник, передатчик, петличный микрофон (круговой)).
Для документалистики петличный радиомикрофон наиболее удобен. Передатчик цепляется на героя, а приемник на камеру – и все свободны, никаких проводов. Я прямо горжусь, что задвинула "жабу" подальше и купила именно радиосистему и именно Sinnheiser! Отлично работает (особенно, когда разберешься с настройками). В настоящее время у нас есть только круговой петличный микрофон, который, помимо речи, «хватает» окружающие звуки. Иногда (в очень шумных местах) это неудобно. К тому же таким микрофоном сложно записывать определенные направленные звуки, которые нужны для создания атмосферы фильма. Так что обязательно нужно будет приобрести еще и направленный петличный микрофон.

Наушники Sinnheiser
Наушники нужны для контроля звука во время записи. Монтирую я тоже в наушниках, поскольку у ноута слабые динамики. Только важно итоговый ролик прослушать и через внешние колонки тоже, потому что в наушниках все звучит несколько иначе.

Диктофон Olimpus WS-210S
Диктофон очень помогает для записи звука, когда нет необходимости в картинке. Просто цепляешь радиосистему к нему и записываешь. Закадровый текст и фоновые звуки удобнее всего записывать именно таким способом. А также полезно всегда иметь диктофон под рукой, чтобы записывать мимолетные эмоции, впечатления, реплики, которые улетучатся, пока настраиваешь сложную технику. Некоторые из них могут даже сгодиться для фильма)))


Свет
Свет – великий художник, если уметь его видеть и грамотно вписывать в кадр. Наш трэвел-видеокомплект нормально работает при хорошем свете. Как только света мало, сразу лезет «зерно» и ухудшается цветопередача. Так что снимаем только когда «свет позволяет». Надо сказать, что таких ситуаций все же больше, чем других. Для расширения съемочных возможностей, конечно, хорошо бы иметь хотя бы один осветительный прибор (типа Lowel) с серебристым и белым зонтиком, а также комплект из пары светоотражателей. В путешествии, пожалуй, достаточно одного белого отражателя или просто белой бумаги или ткани (что не так удобно). У меня пока нет ничего из этого, что ограничивает возможности съемки против света, в тени и т.д.


Аксессуары
Нужно признать, что очень не хватает выносного мониторчика размером с ладошку для контроля записи. ЖК-экран, к сожалению, маленький, в яркий день засвечивается солнцем и не из каждого положения камеры доступен для наблюдения.

Аккумуляторы Sony FH 70, 100
В нашем комплекте один аккумулятор FH-70 и два – максимальной емкости FH-100. При полной зарядке 70-го хватает на 1-1,5 часа, 100-х примерно на 3 часа. Другое дело, что они у меня как-то очень медленно заряжаются. С той подзарядкой, которую я взяла с собой, для полной зарядки емкого аккумулятора требуется 10-16 часов. Может дело в том, что аккумуляторы и зарядка «паленые» - за «недорого» купленные у индусов на ВДНХ?...

Зарядное устройство Sony BC-TRP
Очень легкое устройство, но в связи с тем, что аккумуляторы подзаряжаются медленно, жалею, что не взяла (экономила на весе) шнур, который позволяет подзаряжать аккумулятор непосредственно в камере. Иногда аккумуляторы не успевают за моими съемочными потребностями и это раздражает.

Видеокассеты Sony
Пока что для съемок «в поле» я предпочитаю в качестве носителей именно цифровые кассеты. Это дешевле, не делает тебя постоянно зависимым компьютера и дает на выходе более удобный для обработки формат (или я чего-то не понимаю). В этом путешествии я использую схему «пяти кассет». Одна кассета - под запись и хранение готовых фильмов в максимальном качестве, вторая под запись наших «видеодневников», три другие – для рабочих съемок. Понятно, что в идеале, лучше использовать кассету для записи лишь однократно. Но в режиме трэвел это неоправданная роскошь. Просто, если замечаешь появление артефактов на одной из «рабочих» кассет, меняешь ее на новую. На протяжении двух месяцев эта схема отлично работает.

Карта памяти Memory Duo (4 Гб)
Планировала использовать ее для съемки Timelapse, но пока что эта опция простаивает. К сожалению, моя камера позволяет делать снимки с минимальным интервалом в 1 мин., а это очень большой срок для большинства процессов, которые хотелось бы снять.

Кабель IEEE 1394
Используется для перегона отснятого материала в компьютер и записи готовых роликов с компьютера на кассету.

Ноутбук Asus + внешний диск Transcend (520 Гб).
Это мои рабочие лошадки для монтажа и хранения информации.

В чем все это хранится
В путешествие было решено никаких громоздких кофров не брать. Камера живет в тряпичном чехле их под сноуборд-маски и в пупырчатом мешке. Все остальное в небольшом мешке-сеточке. В трэк весь комплект кладется в гермомешок и извлекается по необходимости. Такой комплект занимает минимум места, но не хватает оперативности. Так что хочу придумать какую-то удобную и компактную сумочку-карман на грудь (по типу крепления для биперов), где можно будет нести камеру в моменты, когда она часто нужна.


Видео, сделанное данным трэвел-видеокомплектом можно посмотреть в аккаунте Nalegke на Vimeo

Comments

( 15 комментариев — комментировать )
danilos
Aug. 12th, 2010 05:48 pm (UTC)
подпишусь под каждым пунктом правил!
dar_la
Aug. 12th, 2010 06:06 pm (UTC)
очень интересно, пишите еще! особенно интересно про то, как вы работаете с идеей! включаете ли вы себя в картинку, делаете съемки на местах, или только закадровый голос?

я очень увлечена съемками тревел-видео.в какой-то момент я выросла из хоум, потом выросла из стиля "научхудфильм" (нужно и долго о стране), теперь с помощью друга-оператора учусь делать сюжет, выражать свою идею правильно смонтированным материалом, давать зрителю прочувствовать место, насладиться им и т.д.
во всем этом не хватает единомышленников, людей со свежим взглядом. буду рада читать о тревел-видео у вас в жж!
orange_puzzle
Aug. 12th, 2010 06:12 pm (UTC)
да, хочу сделать несколько материалов именно о работе над фильмом - обычно создание таких статей, осмысление уже накопленного опыта помогает выйти на какой-то новый уровень самому автору... так что обязательно. Спасибо за вдохновение)
vetterok
Aug. 12th, 2010 06:11 pm (UTC)
оч. интересно и актуально
спасибо
stardust_1978
Aug. 12th, 2010 06:38 pm (UTC)
посоветуйте, а чем все-таки лучше "жать" видео? никак не могу найти подходящую прогу :(
olga_scotland
Aug. 12th, 2010 08:36 pm (UTC)
Format Factory близка к идеалу. Прога бесплатная.
orange_puzzle
Aug. 13th, 2010 05:35 pm (UTC)
смотря для каких целей и в каком качестве вам нужно получить ролик на выходе...
если не нужно HD, то самый простой способ, который я использовала долгое время - конвертить ролик через примитивную монтажную программу Windows Movie Maker (она есть на каждом компе, где есть "винда". Загоняешь туда видео - выбираешь "Сохранить видео на компьютере" - далее выбираешь "Высококачественное видео PaL". И на выходе у тебя легковесное видео в формате .wmv, причем на удивление сносного качества.

Мне такой способ больше не подходит, потому что я сейчас работаю с HD. Поэтому сейчас пользуюсь Canopus ProCoder 3. После того, как я с этой программой разобралась, я в нее прямо влюблена. Она позволяет пережимать видео почти из любого в почти любой формат.

Я разобралась в ней благодаря этой ссылке http://1vm.ru/html/dvd/procoder3.html
konstant_i_n
Aug. 13th, 2010 12:05 pm (UTC)
очень интересно! если будет в будущем серия статей на тему видео в путешествии - это супер -)
orange_puzzle
Aug. 13th, 2010 05:36 pm (UTC)
готовлюсь-готовлюсь... самой интересно))))
armageddetka
Aug. 13th, 2010 02:19 pm (UTC)
Спасибо за информативный пост!!

Все идет к тому, что я пойду похожей дорожкой - и вернусь к видео

А какой модели у вас ноут и сколько весит? Для "полевого" монтажа без наворотов по опыту достаточно нетбука, тебе хватает мощности?
orange_puzzle
Aug. 13th, 2010 05:38 pm (UTC)
Привет. Мой ноут вообще подарок судьбы)))) Модель Asus U1E - их, по-моему, уже больше не выпускают. Весит 1,1 кг (!!!!!). Его мощности мне хватает, чтобы без проблем работать с усеченным HD (1440х1080) в Сони Вегасе и Авид Ликвиде. Он прямо молодчага у меня)
_randir
Aug. 16th, 2010 10:19 pm (UTC)
у вайо много ноутбуков похожих параметров за примерно 40000. Асус впрочем столько же стоил, если верить яндекс маркету. Сейчас их и правда не производят.

Можно купить тревел-бук, у них сходный вес (1,4), много памяти (до 8 гб у асеров) и достаточно мощный процессор. Cтоимость при этом 22-25000. Думаю он вполне подойдет для обработки видео (я с этим почти не работал, но работал много с чем другим; пусть Алена поправит меня, если объем памяти не самое критичное при обработке отснятой информации).
ajayver
Aug. 15th, 2010 10:28 am (UTC)
Интересно, спасибо!
arinor
Aug. 15th, 2010 11:41 am (UTC)
Спасибо, познавательно! ;)
proludey
Jan. 27th, 2011 08:07 pm (UTC)
А я все думаю, что лучше взять себе для съемок по пути. Цифровой фотик или маленькую-бескассетную canon. У фотика цвета ярче, но перспектива того, что с рук снимать, в принципе, нереально совсем не радует.
( 15 комментариев — комментировать )

Месяц

July 2015
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner